Мой сайт
Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь
«  Май 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Архив записей

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 20.09.2024, 04:27

Главная » 2014 » Май » 2 » Как пропала дикая дивизия. Дикая дивизия
18:41

Как пропала дикая дивизия. Дикая дивизия





как пропала дикая дивизия
5

заблокирован

интересующийся


Регистрация: 25.03.2010

Адрес: Станица Баталпашинская Баталпашинского уезда

Сообщений: 485

Mekka Тема Дикая дивизия- очень близка мне- в ней служили родные дядьки моего отца
http://www.elbrusoid.org/content/pub...s/p38297.shtml
Мученик революции
У жителя старинного карачаевского селенья Хурзук Каитбия Байрамукова выдалась непростая жизнь. Первая жена подарила ему восьмерых детей, но умерла после рождения своего последнего ребенка. Он сочетался вторым браком с женщиной, у которой от прежнего мужа было двое детей. Она родила ему еще одного ребенка. Волей Всевышнего, таким образом, Каитбию пришлось растить и воспитывать одиннадцать сыновей и дочерей. Одним из них и был Джатдай, родившийся в 1894 году, в год вступления на престол последнего российского императора.

Но радость обретения детей Аллах сопрягал с тяжёлым грузом ответственности родителей за их достойное содержание. В отличие от сегодняшних дней, когда главным кормильцем карачаевской семьи нередко становится эмансипированная женщина - мать семейства, в ту пору в Карачае строго, следовали требованиям адата и шариата, возглавлявшим тяготы обеспечения семейных "едоков" на отца. А тяготы эти были немалые, в особенности, когда речь шла об обеспечении большой семьи. Мы, живущие в начале XXI века, не должны забывать, что в ту пору не было такого понятия как безработица, хотя в Карачае не было фабрик и совхозов. Население ничего не знало о каких-либо пенсиях и детских пособиях, проблема получения которых стала сейчас едва ли не вопросом жизни и смерти. Тогда, в конце XIX-го начале XX вв. Карачай обходился без социальных подачек от государства, семью обеспечивала сама семья: малолетних детей родители, а родителей - выросшие дети…

Материальное положение семьи Каитбия было достаточно тяжелым. Она, правда, не была бедняцкой, но входила в категорию "маломощных середняков" - пока не подросли дети.


На фронте

К началу Первой мировой войны второму сыну Джатдаю было 20 лет. Он решил помочь отцу и семье в целом за счет "военного пайка", который зарабатывался потом и кровью на фронтах той войны. Как отмечают исследователи, "Джатдай записался добровольцем не от хорошей жизни: давали коня, обмундирование, деньги. Деньги он отдал отцу, чтобы тот мог справить приданное четырем дочерям, а сам отправился на фронт" (У.З.Байрамуков). Один из карачаевцев-участников той войны вспомнил, что добровольцем на фронт из состоятельных людей мало кто уходил.

Джатдай стал конником 3-й сотни Туземной Кавказской дивизии, прозванной "Дикой". В составе этой дивизии был Черкесский полк, сотни которого формировались из представителей разных мест: 1-я и 2-я сотни - из адыгейцев, 3-сотня - из карачаевцев Баталпашинского отдела, 4-я из абхазов.

В ходе своих исследований кандидат исторических наук Ш.М.Батчаев (кстати, член ученого совета Карачаевского НИИ) выявляет первоначальный (1914г.) состав 3-й сотни:

- из с. Карт-Джурт: Сеит-Бий Крымшамхалов, Магомет-Гери Крымшамхалов, Хаджи-Мырза Крымшамхалов, Бекир-Бий Крымшамхалов, Токмак Халкечев, Касым Батчаев, Салим Казанлиев, Хаджи-Бекир Кубеков, Сулемен Хасанов, Хаджи-Ислам Шаманов, Солтан Салпагаров, Даут Акачиев, урядник Хаджи-Мырза Кочкаров, Магомет Кочкаров, Хаджи-Бекир Аппаев, Магомет Хубиев, Конак-Бий Хубиев, Ахмат Хубиев, урядник Тейри-Кул Турклиев, Крым-Гери Тохчуков, Ханат Джатдоев, Канамат Тхакохов, Азрет Лепшоков, Локман Гаджаев, Али Узденов, Хызыр Каракетов;

- из с. Хурзук: урядник Леон Дудов, урядник Аскер-Бий Коджаков, Абдурзак Коджаков, Хамит Байрамуков, Джатдай Байрамуков, Алибек Байрамуков Узеир Байрамуков, Атлы Шаманов, Осман Шамасуров, Хаджи-Мырза Чомаев, Сохта Тоторкулов, Муссали Узденов, Юсуп Узденов, Солтан-Хамит Узденов, Хасан Хапаев, Хаджи-Мырза Джатдоев, Шаухал Кубанов, Наны Тохчуков, Абдул-Кадыр Казиев, Зулкарнай Гебенов, Магомет-Гери Борлаков, Хусейн Чотчаев, Сохта Крымшамхалов;

- из с. Учкулан: Унух Байрамкулов, Бек-Мырза Шаманов, Абдул-Хамит Семенов, Шамай Узденов, Хамит Гаппоев, Юсуп Кипкеев, Дугу Батдыев, Бек-Мырза Тамбиев, Хусейн Айбазов, Зекерья Бостанов, Аслан-Бек Тебуев, Ортабай Тебуев, Осман Гемсокуров, Курман-Бий Биджиев, Хаджи-Бекир Болатов, Али Казалиев, Юсуп Байрамкулов;

- из с. Джегутинского: урядник Харун Калабеков, Хасан-Бий Калабеков, Шахим-Гери Лепшоков, Бек-Мырза Борлаков, Магомет Борлаков, Шамиль Темирболатов, Азамат-Гери Катчиев;

- из с. Тебердинского: Мусса Салпагаров, Хызыр Узденов, Хаджи-Мурат Чомаев, Умар Байчоров, Азрет Биджиев, Ахмат Биджиев;

- из с. Маринского: Аслан-Бек Блимготов, Джамболат Болуров, Исмаил Мамчуев, Махсут Хапаев, Узеир Тохтаулов, Магомет Коркмазов;

- из с. Каменномостского: Караджаш Темрезов, Касай Бедраев, Азрет Калабеков;

- из с. Сынты: Азамат Кобаев, Бай-Мырза Бостанов;

- из с. Дуут: урядник Хаджи-Мырза Абайханов, Магомет Мамедов.

Тем же исследователем дается и список карачаевцев, которые пополнили 3-ю сотню в 1915-1917 гг. Это - Осман Биджиев, Ибрагим Биджиев, Джашар-Бек Катчиев, Аслан-Бек Кулов, Конак-Бий Хасанов, Унух Коркмазов, Ахмат Кобаев, Хамит Семенов, Исмаил Акбаев, Юнус Гочияев, Ахлау Хубиев, Абдул-Хамит Чомаев, Шогаиб Байкулов, Хаджи-Бекир Ортабаев, Ахмат Хасанов, Догур-Бий Семенов, Машалла Кочкаров, Мусса Калаханов, Асхат Казиев, Бабулач Шидаков, Юсуп Коркмазов, Аскер-Бий Карабашев, Азамат Халкечев, Мамурай Узденов, Рамазан Кумуков, Келемет Аппаев, Даулет Кочкаров, Хамит Узденов, Карбий Семенов, Хаджи-Осман Джаубаев, Хасан-Бий Эссекуев.

Осенью 1916 года "за боевые отличия в делах против неприятеля, примерное поведение и усердие", как отмечал командир 3-й сотни штабс-ротмистр маркиз Дели-Альбицци, Дж. Байрамуков был повышен в чине с младшего в старшие урядники.

За боевые заслуги старший сын Каитбия был неоднократно удостоен высшей в Российской империи солдатской военной награды - Георгиевского креста. По некоторым данным у Джатдая был "полный бант" этой награды, т.е. все четыре степени Георгиевского креста. Исследователю О.Л. Опрышко уже удалось установить номера двух его крестов (3-й степени за №44643 в августе 1915г.; 2-й степени за №31194 в сентябре 1916 г.). Он же приводит данные о том, за какой подвиг Джатдай получил крест 3-й степени:

"29 мая в бою, вызвавшись охотником, под сильным и действительным артиллерийским, пулеметным и ружейным огнем противника доставил патроны сотне в то время, когда в сотне кончились патроны, чем дал возможность остановить атаку противника, после этого вызвавшись охотником, под убийственным огнем противника прорвался сквозь цепи неприятеля отправившись в мест. Залещики (на левобережье р.Днестра, - авт.) занятое противником, поджег интендантские склады с фуражом и провиантом и только утром 30 мая возвратился в свою сотню".

Добавим, что в одном полку с Джатдаем служил будущий генерал Султан Клыч-Гирей, который принадлежал к адыгейскому княжескому сословию и происходил из рода крымских ханов ("из потомков крымских Гиреев", как отмечали сами представители этого рода). С князем С. Клыч-Гиреем судьба сведет младшего брата Джатдая - Кады Байрамукова в 1942 году, правда, это уже другая история…

После царя

Вскоре после падения монархии многие бойцы "Дикой дивизии" вернулись домой - присягу они давали "государю императору". Среди них был и Джатдай. Возвращение старшего брата 11-летний Кады встретил с ликованием и гордостью: в Карачае всегда уважали воителей. Блеск боевых наград, украшавших грудь героя Первой мировой, и сияние серебряного убора конника Кавказской дивизии, ослепляли взор ребенка, позволяя забыть о детских нуждах, о тяготах большой семьи.

Начавшаяся вскоре Гражданская война не обошла семью Байрамуковых. Джатдай возглавил отряд добровольцев (около 300 чел.), который защищал восточные границы Карачая, пересекая действия скотокрадов, охраняя мирный труд пастухов и безопасность кошей.

Умар Алиев, долгие годы отсутствовавший на родине, приглядывался к своим сверстникам, стараясь привлечь на службу Советской власти тех, кого гумилевское учение именует "пассионариями", т.е. людьми, в которых "бурлит энергия", решительных, готовых сложить голову, но добиться своей заветной цели. Таким "пассионарием" были фронтовики Первой мировой, бывшие бойцы "Дикой дивизии". Одного из них - 25-летнего Шогаиба Байкулова (также имевшего боевые награды) Алиев сделал своим заместителем по окружному исполкому и начальником милиции Карачаевского округа. Другой ветеран "Дикой дивизии" - Джатдай Байрамуков, который также отличался недюжинными бойцовскими качествами, блестящим командирским талантом, отвагой, "ураганным напором", стал работать в хурзукской милиции.

Советскую власть семья Байрамуковых приняла лояльно. Однако в ходе черемухинской авантюры Джатдай примкнул к сентябрьскому восстанию 1920 г.

В милиции

В работах, посвященных темам той же эпохи, сообщается, что о влиянии Дж. Байрамукова в горном крае знали и в Москве - вплоть до "мирового вождя пролетариата". Утверждается, что У. Алиев искал выход на Джатдая по поручению Ленина, Орджоникидзе и Левандовского. Алиев приехал в Кисловодск, где встречался с другом Байрамукова - Кёккёзом Узденовым и попросил свести с Джатдаем. Прошла беседа, может и не одна, результатом чего стала "советизация" нашего героя.

По утверждению У.З.Байрамукова, именно Умар Алиев по заданию Ленина привлек Джатдая на сторону красных, повез в Москву к Ленину, устроил встречу с ним, добился выдачи документа о неприкосновенности его личности, где рукою Ленина было написано: "За прошлое простить, отныне считать большевиком". Таким образом, участие в сентябрьском восстании 1920 г. было "забыто".

По другим данным, привлечением отряда Джатдая и его самого на службу Советской власти непосредственно занимался шеф окружного отдела ВЧК (советской госбезопасности) Е. Рябов. Он вспомнил, что вместе с матросом Рыжиковым в 1921 году приехал в Хурзук для встречи с Байрамуковым. На следующий день после беседы Джатдай привел свой отряд в Учкулан, где прошел миротвоческий митинг.

По утверждению чекиста, Байрамуков убил начальника штаба окружной милиции М. Карабашева (июнь 1921 г.), однако был амнистирован, видимо, из-за влиятельности. Но, с другой стороны, имеются данные, что Байрамуков лишь упредил Карабашева, который заявлял: "пока не арестуют и не прихлопнут Джатдая, не будет спокойствия".

Как бы то ни было три старших брата Кады-Алий, Джатдай, Добай были приняты в состав окружной милиции. По словам Е. Рябова, Дж. Байрамуков был близким товарищем У. Алиева, который называл Джатдая "нашим национальным героем". Правда, сам У.Алиев впоследствии открещивался от близости с Джатдаем, которого именовал не иначе как "бандит". Так, в документе от 9 июня 1936 года Умар Джашуевич, говоря о начале 1920-х гг., пишет: "Власть бандита Байрамукова была вначале сильнее и реальнее, чем моя" (ГАКЧ, ф.364, оп.1, д.178, л.66). Чекист Рябов сообщает, что по направлению Алиева Дж.Байрамуков, Узденов Кёккёз (Хырхы улу) и некий Лебедев стали учиться в Москве на Кремлевских курсах милиции, после чего Джатдай стал начальником Хурзукской милиции.

Жертвы

Относительное семейное благополучие Байрамуковых было мнимым. Над головой их быстро сгущались тучи. С августа 1921 года У. Алиев, бывший другом-покровителем Джатдая, отсутствовал в Карачае (вплоть до февраля следующего года). Это позволило антиалиевской оппозиции в среде окружных "силовиков" начать активные действия по подрыву позиций Алиева.

В Москву были направлены "свои люди", которые добились встречи с самим шефом российского ВЧК Феликсом Дзержинским и другими руководителями госбезопасности. Целью этих встреч была дискредитация Алиева путем компрометации его сподвижников, в первую очередь Дж. Байрамукова, которого обвиняли в убийстве Карабашева и других беззакониях. Но "наезд" в те дни не прошел. Прошло несколько месяцев, вспыхнул пограничный конфликт с Кабардой (январь 1922 г.), который снова вверг Карачай в "смутное время". В печати уже излагались многие периперии тех событий. Отмечалось, что в ходе урегулирования конфликта, под прикрытием "разбирательств", противники Алиева убили Джатдая (февраль 1922 г.), затем (в марте того же года) добились ареста и расстрела его братьев Алия и Добая. Их две сестры пропали без вести.

Пять родных братьев и сестер потеряла тогда семья Байрамуковых - горе огромное, потрясение глубочайшее для любого нормального человека. Это зверское по сути истребление половины семьи, конечно, не могло не отразиться на взглядах и в душе юного Кады. Он имел все основания люто ненавидеть Советы и большевистскую партию, против которых станет бороться в последующие годы.

(Р.ХАТУЕВ, кандидат исторических наук, И.ШАМАНОВ, кандидат исторических наук, директор Карачаево-Черкесского НИИ (фрагмент версии из книги "Правители Карачая"). Газета "Экспресс-Почта", № 27(427), 1 июля 2004)





19-07-2004 Mekka вне форума Ответить с цитированием


Источник: www.abhazia.com
Просмотров: 3287 | Добавил: knothe | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz